Консультпункт

 

В Доме литератора работает консультпункт. Известные курские поэты и писатели, краеведы и публицисты дают консультации по вопросам работы с литературными произведениями, рукописями, издания книг, презентаций, организаций Дней автографа, встреч с писателями, проведения творческих вечеров, литературных мероприятий.

 

График работы консультпункта: Ежедневно с понедельника по субботу, с 10 до 15 ч.

Адрес: г. Курск, Красная площадь, 6, Дом литератора. Контактный телефон: 703-933

ИВАН СУЩЕНКО. СЕДЬМОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ СБОРНИК: «ПО ВЕРЕ ТВОЕЙ ВОЗДАСТСЯ ТЕБЕ»

15 января российскому поэту и краеведу, члену Союза курских литераторов И. М. Сущенко КРО Союза писателей России и СКЛ присуждена литературная премия им. Юрия Бугрова. Престижную региональную награду краевед из глушковского села Званное получил за книгу «Человек-праздник. Творческий портрет заслуженного работника культуры России Анатолия Поливиченко». Ранее, как редактор «Человека-праздника»,  я представляла издание на этом сайте.
 
Сегодня речь о седьмом краеведческом сборнике Ивана Михайловича – «По вере твоей воздастся тебе», который вышел в конце марта (106 с., Курск, ООО «Литера»).
 
Шесть долгих лет его автор кропотливо, по крупицам собирал материал для сборника. Не один раз уточнял факты, проверял и перепроверял полученную от земляков информацию. И … сомневался! Практически, до самой публикации. Уж очень неоднозначную тему, как в обществе, так и в научных кругах, выбрал для своей очередной книги профессиональный историк и журналист. Тему, – от которой шарахаются краеведы… Но, уверен Иван Сущенко: «Истина дороже!».
 
И НЕ СНИЛОСЬ НАШИМ МУДРЕЦАМ...
(от редактора)
 
Свет знаний, конечно, рассеивает туман
мистики и магии. Многое становится понятным.
Но не всё становится ясным.
Иван СУЩЕНКО
 
Ворожки, гадатели, колдуны, ведьмы, народные целители – герои увлекательных и немного мистических историй нового краеведческого сборника И.М. Сущенко из цикла «Очерки по истории села Званного».
Словно повеяло седой древностью… Но на страницах «По делам твоим воздастся тебе» – современность, реалии нашего времени – итог шестилетней кропотливой исследовательской работы. От «неизвестного» к «непознаваемому» ведёт читателя российский писатель и краевед.
Сборник назван перефразированной цитатой из Евангелия от Матфея: «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам». Тема, озвученная автором в подзаголовке – «Ворожки, гадатели, колдуны, ведьмы, народные целители» – в обществе воспринимается неоднозначно. Одни – истово верят в колдовство: сглаз, порчу, приворот, проклятье, – другие в альтернативную медицину, а третьи, с пеной у рта, отрицают всё выше озвученное. Но далеко не на пустом месте проводил свои исследования Иван Михайлович. И тема им не надумана, практически и не исследована наукой. Да и краеведы её игнорируют. Так сказать, «во избежание»…
На суд читателей краевед представил эксклюзивный материал – итог «полевых исследований», прежде всего, опросов жителей села Званное Курской области. В этом селе Иван Михайлович появился на свет, сюда – на родину предков, вернулся после полувека жизни в далёком Казахстане. До этой публикации подобной информации в регионе (?) не было, в открытом доступе уж точно.
К сожалению, сегодня мистические истории заполонили интернет. А книги по «прикладной магии» выходят не сотнями-тысячами экземпляров, а уже – тоннами, тем самым превращая интерес к теме в фарс. В издании, которое любознательный читатель держит сейчас в руках, нет надуманного, когда публикуемый «труд» не отличишь от фэнтази и сказок, здесь только материал, основанный на личных изысканиях его автора.
Хотя в очерках Сущенко временами и появляются «гоголевские мотивы» (как в селе без мифов и быличек!) – перед читателем не бывальщина, а факты, зафиксированные в конкретной местности (с 2015 по 2021) – сведения о реальных людях, занимавшихся целительством на памяти нынешнего поколения, трое из них практикуют сегодня. Причём, с указанием адресов, местечек и улиц (их старинных и современных названий), номеров домов (где это ещё возможно), а также фамилий и даже прозвищ героев очерков.
Вектор исследований, выбранный автором сборника, – многополярный. Несомненно, озвученная тема заслуживает пристального внимания и нуждается в изучении, осмыслении и обобщении серьёзными специалистами.
Причём давно. Ведь само это явление из седой древности – многогранно. Подготовив свой труд к публикации, автор признаётся: «Писал его не без некоторой доли сомнения и тревоги». Профессиональный историк с огромным стажем вынужден констатировать: «Свет знаний, конечно, рассеивает туман мистики и магии. Многое становится понятным. Но не всё становится ясным».
Есть опасения, что представленный материал может быть неверно истолкован, вызвать споры, даже возмущение и нарекания со стороны простых обывателей, так и со стороны уверовавших в свои «волшебные силы», а по факту – необученных и некомпетентных людей, способных неосознанно, непрофессиональным лечением усугубить развитие заболевания. Все ли народные целители исповедуют primum non nocere (дословно: «прежде всего – не навреди»), – старейший принцип медицинской этики, приписываемый Гиппократу? Не застрахован автор книги и от непонимания со стороны официальной медицины и православной церкви.
Публикуя подобные сведения, учёный до мозга костей, И.М. Сущенко осознаёт возможные последствия. Но, как пишет современный последователь Галилея из курского села Званное: «Истина дороже». Уверена, что и единомышленников у исследователя будет гораздо больше. А кто-то, наверняка, захочет поделиться с краеведом и личным житейским опытом – итогом лечения у народных целителей (удачным или нет, другой вопрос, для науки ценны оба варианта), или историей жизни и необычных способностей своих предков, а то и… семейными заговорами – наследством от прабабки-целительницы или деда-знахаря. Всё возможно.
Равнодушным этот сборник точно не оставит. Правдивой-то информации по тематике – «днём с огнём».
Где теперь искать научные труды выпускника лечебного факультета Киевского медицинского института, дипломи-рованного невропатолога и терапевта с практикой в четыре десятка лет – Н.А. Орешкова, итог его исследований, начатых на Дальнем Востоке, в Уссурийской тайге, ещё в студенческую пору? Труды, ставшие делом всей жизни поэта и врача.
С его участием были разработаны психотехники на основе практик жрецов Дождьбога Древней Руси. Но уникальные лечебные методики, подобные которым много веков практикуют на Востоке – в Индии, Китае и Японии, а в СССР, по словам Николая Андреевича, он создал первым, так и остались в рукописи: после развала Советского Союза средств на их публикацию у простого врача не нашлось.
В нашу единственную встречу, 14 октября 2014 года, меня, как составителя литературного альманаха «Родник», интересовала вторая «грань» терапевта Глушковской ЦРБ (1989-2001) – поэзия. Говорили мы в тот день и о трудах Орешкова. Не являясь специалистом медицины, не сразу осознала значимость его исследований, хотя и заинтересовалась ими. Время поджимало, я торопилась в Курск. Условились встретиться в Самарке в его следующий приезд из Киева. Спустя три месяца, 22 января 2015 г., врача и поэта Н. А. Орешкова не стало. Исчезли и его уникальные разработки.
В том же, 2015-м, тема целительства «пришла неожиданно» и к моему коллеге по перу, когда между рецептами заготовок овощей на зиму краевед обнаружил два «затесавшихся» листа с заговорами. Затем были кропотливые изыскания: опросы старожилов, многократные проверки полученных от информаторов-земляков сведений – уж больно те сведения оказывались специфичными! Анализ и обобщение собранной информации. Шесть долгих лет. Итог – краеведческий сборник «По вере твоей воздастся тебе».
Работа над книгой преподнесла много «сюрпризов», и вывод: древняя магия не исчезла бесследно, перестав быть «публичной», она по-прежнему рядом с нами. Земляки в этом единодушны, да и сам автор не забыл, как ребёнком мама водила к ворожке-шептухе, лечит от испуга. Полагаю, здесь будет уместно поделиться и личными наблюдениями.
Первое соприкосновение с деревенской «мистикой» у редактора издания произошло в младенчестве, когда бабушка (мать отца) носила кроху-внучку «вычитывать сглаз». Память сохранила часть заговора, которым она лечила нас с братом от кашля, усиливая «мистическую» составляющую – народной медициной: плотно укутав, заставляла дышать над горячей толчёной картошкой. Жаль, помню лишь несколько строк:
Ветер, ветер, ветерок, возьми кашель в кошелек,
Да за речку, за бугор отнеси в сосновый бор...
Дальше кашель передавался то волку, то грачу, те отнекивались, направляя к кому-то ещё. Завершающая строчка: «Пусть там кашляет ворона, пусть поправится Валюшка!»
Спустя годы, довелось прочитать тот заговор в детской книжке. «Как он туда попал?» – спросит пристрастный читатель. Не знаю. Но вспоминается «первоисточник» волшебных сказок А.С. Пушкина. Моя неграмотная бабка уж точно провидицей не была, увидеть «сквозь годы» она никак не могла. Сожалею, не удалось отыскать в интернете ни полную версию заговора, ни ту книгу с детскими считалками.
В работе краеведа представлен аспект и тёмной стороны мистического дара. Позволю несколько раздвинуть его рамки.
Опыт поколений показывает, что для человека любое – даже случайное – соприкосновение с «магической тьмой» не проходит бесследно. Как правило, попавшего под приворот или проклятье/порчу «лихорадит» всю жизнь, притягивая регулярные неприятности не только мистического, но и бытийного плана – проблемы в семье, неудачи в любви и т.д. Психологи, скорее всего, усмотрели бы в таком «глобальном невезении» характер самого человека, но в сёлах и деревнях без компромиссов – попал под … Дальше «диагнозы» расходятся, но выводы совпадают – магия! – «сделано» («уроблено», говорят земляки Ивана Сущенко). Тут официальная медицина бессильна, «вытягивают» лишь сильнейшие целители. Но их, такого уровня, буквально единицы, чаще среди православных монахов.
Если традиционное целительство помогает и даже спасает, вмешательство в психику человека (проклятье, приворот/отворот, присушка и т.д.) – «корёжит» души. (Для просвещённых атеистов: истончает ауру и разрушает геном человека). Причём, как наложившему «чёрный заговор» колдуну, так и обратившемуся к специфичным услугам запретной магии. И цена личного эгоизма запредельно высока – наши предки предупреждали, что подобное деяние накладывает проклятие на потомков причастных к злому колдовству – «до седьмого колена».
Последний аспект не совсем мной осмыслен – «вступить в след», т.е. оказаться на месте с наведённой на другого человека порчей. Подробнее разъяснить не могу, слышать о подобном довелось ещё в студенческую пору. Что тут сказать, по крайней мере, есть люди, которые в такое верят. В книге «По вере твоей…» упоминается травница из Алексеевки – баба Надя. Так вот, её землячка, педагог со средне-специальным образованием, утверждала, что долго и безуспешно лечилась у врачей от подобной «случайности» – жуткого «зуда» (аллергия?), в кровь расчёсывала тело, пока не посоветовали обратиться к «бабке». Знахарка помогла.
Так что же такое традиционное целительство – чудо? «Дремучие суеверия»? «Пережиток» тёмного прошлого? Или, почти забытая, бытовая магия? Осколки знаний наших предков, которые мы, необученные, до сих пор, пусть и неумело, применяем. Как то: подкова над дверью – на счастье, красная шерстяная нитка на запястье – от зависти и сглаза, как и булавка на одежде, меловой крест на дверях – оберег, препятствующий проникновению в жилище тёмной энергетики, обливание водой на Ивана Купала – очищение и исцеление, «Будь здоров!» – на чих, испугать – при икоте. Гадание на ромашке, да, то самое – в шутку и в серьёз. А куда девается тонкий налёт цивилизации и воспитания, когда дорогу перебегает чёрная кошка, или встречается «баба с пустым ведром»! И так далее, сразу и не вспомнить.
Множество приёмов нашей повседневности, о которых человек редко задумывается и … пользуется!
Альтернативная медицина официально не признанна. Но факты упрямы – целители, как и в древние века, помогают людям: избавляют от проклятья, снимают порчу, вычитывают сглаз и испуг. Лечат заикание и энурез (недержание мочи), «заговаривают» зубы – в прямом смысле, избавляют от «сучьего вымени», извлекают «волос». Даже грыжи младенцам вправляют. Речь о простых селянах, привычных и хорошо знакомых автору земляках – дедах и бабках, живущих (или недавно живших) по соседству.
Уверена, опора на первоисточники вызовет повышенный интерес к сборнику. Классическое образование его автора, знания историка, отточенные работой в вузах и журналистикой, опыт в изложении даже сложных тем – составляющие успеха представленного издания. И, как парадоксально не прозвучит, умение по-доброму пошутить и посмеяться.
Прежде всего, над собой. Пример? Не вышел из Вани Сущенко «профессиональный гадальщик», а ведь, по уверениям земляков, что-то у пацана «получалось»! Но глубоко верующая матушка «категорически потребовала прекратить «раскидывать» карты с целью предсказаний».
«Пророческий дар» угас? Возможно. Как отмирает всё, что оказывается невостребованным и не развивается. Но пытливый ум и наблюдательность остались. Не те ли детские гадания «на пиковую даму» привели юношу на исторический факультет вуза? А, позднее, к увлечению краеведческими изысканиями? Так что дар, заложенный в него от рождения, будущий краевед не утратил, а развил. Пусть и переориентировав его – сменив карты гадальные на карты исторические.
Завершая редакторское предисловие к сборнику «По вере твоей воздастся тебе» процитирую Карлоса Карнеги («Колесо Времени»): «Неизвестное» – это то, что скрыто от человека неким подобием завесы из имеющей ужасающую фактуру ткани бытия. Однако оно находится в пределах досягаемости. В определенный момент времени неизвестное становится известным. «Непознаваемое» же – нечто, не поддающееся ни осмыслению, ни осознанию. Непознаваемое никогда не перейдет в разряд известного, но тем не менее, оно всегда где-то рядом».
«Да не может быть вся эта «мистика» реальна!» – наверняка возмутится читатель, мыслящий категориями «диалектического материализма». Отвечу словами Уильяма Шекспира, которые великий писатель-драматург вложил в уста своего героя – Гамлета, принца датского: «В мире есть много такого, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Оттого что мы видим лишь маленький диапазон этого мира, лишь свою солнечную систему, и не видим дальше, Вселенная не перестаёт существовать.
Как, независимо от нашего с вами восприятия – веры или неверия в них, признания или непризнания, не перестанут существовать в реальности и герои сборника И.М. Сущенко – колдуны, ворожки, ведьмы, травницы и знахари. Колоритные персонажи, часто загадочные и непонятные, словно сошедшие со страниц древних хроник. Или переместившиеся в наш XXI век – с его смартфонами, интернетом и космическими технологиями – прямиком из народных сказок и былин. Те, кто веками жили «в тени», и, по-прежнему, живут рядом с нами, но сегодня – официально, как бы и не существуют.
Читайте. Осмысливайте и делитесь с краеведом из Званного личным опытом в познании «мистического»!
 
Валентина Ткачёва,
член Союза писателей России,
редактор сборника, автор эскиза обложки
 

Рубрика:
Раздел сайта:
Раздел сайта:


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Вход в аккаунт

Main menu 2

EU Copyright | Stati