Консультпункт

 

В Доме литератора работает консультпункт. Известные курские поэты и писатели, краеведы и публицисты дают консультации по вопросам работы с литературными произведениями, рукописями, издания книг, презентаций, организаций Дней автографа, встреч с писателями, проведения творческих вечеров, литературных мероприятий.

 

График работы консультпункта: Ежедневно с понедельника по субботу, с 10 до 15 ч.

Адрес: г. Курск, Красная площадь, 6, Дом литератора. Контактный телефон: 703-933

ТАИНСТВЕННАЯ ГИТАРА

Алексей Быков – доктор ультразвуковой диагностики. Стихосложение – одно из его многочисленных увлечений. Тематика широкая: стихи о природе, посвящения близким людям, размышления о жизни, о нашем месте в истории, и, конечно, о любви. С детства Алексей много читает, в его библиотеке и в памяти огромное количество книг. Сегодня мы представляем на суд читателей его прозу – рассказ «Таинственная гитара».

ТАИНСТВЕННАЯ ГИТАРА

– Музыка – волшебное искусство, наполняющее человека гармонией. Но в отличие от прослушивания, самостоятельная игра во все времена доставляла исполнителям поистине неземные эмоции, – так начала вводную лекцию экскурсовод музея музыки.
Екатерина Станиславовна была статная женщина лет сорока пяти, с прямыми черными волосами, приятным голосом и очень умным лицом. Элегантный строгий костюм синего цвета как нельзя лучше подчеркивал ее аристократическую внешность и изысканные манеры. И глаза экскурсовода излучали доброту.
Маленький Юра, которому недавно исполнилось десять лет, неожиданно подумал, что она, должно быть, из мира тех волшебных грез, что заставляли выдающихся композиторов прошлых столетий в нотах воплощать все оттенки человеческих эмоций и даже спустя десятилетия и века поражать слушателей.
Дальше он не слушал, а только любовался и экскурсоводом, и экспонатами, представленными в музее музыки. Здесь были и различного вида клавишные инструменты – клавесины, пианино, рояли, и струнные – гитары, порой с очень причудливой конструкцией, и духовые, отдельные экземпляры которых достигали двух и более метров.
Вдруг взгляд мальчика упал на шестиструнную классическую гитару темно-желтого цвета. Она была неприметной среди пестрых и величественных своих собратьев. И еще под ней была трогательная надпись: «Ищу хозяина». Юра подумал: словно бы щенок с умными и печальными глазами, которого он видел накануне в зоомагазине.
Мальчик подбежал к маме и попросил купить гитару. Инструмент чем-то околдовал его. Но Екатерина Станиславовна, к которой они обратились с такой просьбой, сказала с легкой усмешкой: «Мальчик, это же музей, здесь нельзя ничего ни продать, ни купить. А гитара просто музейный экспонат».
Но Юра настаивал, и экскурсоводу нехотя пришлось подойти к указанному Юрой экспонату. Ее лицо неожиданно вытянулось.
– Этого не может быть, – прошептала Екатерина Станиславовна, прочитав надпись, и скрылась в служебном помещении, чтобы все выяснить.
Вышла она оттуда уже с другим сотрудником и вместе с ним направилась к гитаре.
– Ее не было здесь раньше, – сказал сотрудник музея Максим. Молодой, приятной внешности мужчина с умными карими глазами и озорными русыми вихрами. Он чем-то напомнил мальчику одного из героев русских сказок.
По документам выяснилось, что инструмент был передан в дар музею неизвестным спонсором. Но о том, где можно найти этого таинственного дарителя информация отсутствовала. Осталось только его пожелание: рядом с инструментом разместить вот такую табличку: «Ищу хозяина». За это время в музее побывали сотни посетителей, но никто не обращал внимания на гитару. Либо экскурсанты принимали надпись за шутку.
– Что ж, отныне это твоя гитара, – немного подумав, произнесла Екатерина Станиславовна, – думаю, она тебе пригодится, я считаю, что таких совпадений не бывает.
А Максим просто озорно подмигнул мальчику:
– Видно, что гитара нашла своего хозяина. Владей, дружок.
В воображении Юры тут же возникла волшебная картинка: старинные кареты, дома, танцующие ноты. И полилась мелодичная музыка…
Придя домой, он еще долго не мог налюбоваться на свое неожиданное приобретение. Но играть Юра в ту пору не умел. А потому несколько дней он побренчал по всем струнам, как это делают все, кто первый раз берет инструмент в руки, и на этом этап ознакомления с музыкой был завершен.
Он-то по простоте душевной думал, что и ноты, и плавная, красивая музыка подобно той, что звучала в музее, сами польются, стоит только прикоснуться к струнам. А тут нужно еще и учиться!
Да, он догадывался, что для игры на инструментах нужна музыкальная школа. Он и сам приходил на выступление сестры одного из одноклассников, окончившей четыре года музыкальной школы по классу фортепиано. Но то было с настоящей, как он думал, музыкой. А здесь просто гитара, что тут сложного? Поэтому запал его испарился уже через неделю, словно ничего и не бывало.
Прошли годы. Юрий окончил школу, университет. В 23-летнем возрасте он начал свою трудовую деятельность по части программирования. И вдруг… к нему постучалось яркое воспоминание из далекого детства о невзрачной гитаре с нейлоновыми струнами, одиноко лежащей где-то на чердаке родительского дома. Гитаре, забытой всеми.
Это воспоминание как будто ожидало того самого момента, когда сознание умного и успешного молодого человека будет готово воспринимать новое и учиться.
Не в силах преодолеть жгучее желание вновь ощутить те звуки, которые он слышал в музее музыки, и которые навсегда остались в памяти, он поехал к родителям.
Гитару Юра, конечно, отыскал без труда. Но после первых неумелых движений по струнам его безудержная страсть угасла, как и тринадцать лет назад. К сожалению, гитара начала издавать странный шелестящий звук, который нивелировал все удовольствие от игры.
Разочарованный, он приехал домой и поставил инструмент в далекий угол.
Ночью приснилось, что он – выдающийся гитарист, исполняющий сложнейшие произведения на такой же классической гитаре. Новое чувство охватило Юрия.
«Нужно обстоятельно подойти к этому вопросу, непременно решить задачу со странным звуком», – подумал молодой человек.
Для начала Юрий решил обратиться к гитарным мастерам за консультацией. Но все профессионалы лишь разводили руками, мол, ничего уже не сделать.
Однако желание прикоснуться к музыке и самому извлекать звуки, как говорила в далеком детстве Екатерина Станиславовна, росло с каждым днем.
– Ну что ж, – подумал он, – останавливаться уже поздно.
И набрал в интернете поиск: «преподаватель по гитаре». Из всех кандидатов ему приглянулась молодая девушка по имени Алёна. Несмотря на юный возраст, она оказалась очень профессиональным преподавателем.
И он начал заниматься у Алены два раза в неделю. Хотелось и чаще, но, к сожалению, ему не позволял плотный график работы.
Юрий играл у нее дома на хорошей гитаре, а дома приходилось играть с неприятными помехами в звуке. Причем на одних струнах помехи были сильнее, а на других слабее. Это сильно тормозило развитие.
Его наставница никак не могла понять, почему он так слабо продвигается. Обычно, даже взрослые ученики, растут с гораздо большей скоростью, чем рос Юрий. Порой молодой человек опускал руки, тщетно пытаясь освоить музыкальную науку. Но преподавательница твердила:
– Не сдавайся!
Однажды он пришел к своему педагогу, когда другая ученица заканчивала свое занятие. Она провела его в соседнюю комнату, чтобы там он начинал разминку. И вот когда Юрий разминался повторением гамм, то услышал одну фразу, с которой как раз и начались все его последующие перемены.
Алена спросила ученицу, как часто та использует метроном. Девушка ответила, что каждый раз, когда делает упражнения.
– Отлично, – раздалось в ответ, – на первом этапе это правильно, потом я скажу, что еще нужно делать.
Уже после того, как незнакомка ушла, Юра спросил преподавательницу, а нужно ли и ему использовать этот самый прибор?
– А ты что, незнаком с метрономом? – удивилась Алена.
Юра ответил, что видел его только в музыкальных магазинах, давно, в ту пору, когда даже не помышлял о том, что будет брать уроки музыкального искусства.
Преподаватель ему все объяснила: как использовать прибор, в каких упражнениях, какую частоту выбирать, какие доли и многое другое. Юрия это заинтересовало. Но исключительно с точки зрения очередного занудного метода профессионального освоения музыки. Он был далек от филармонии, а гитару представлял только в руках рок-музыкантов, а уж они, как он думал, точно не используют метроном.
Когда Юрий начал заниматься с прибором, ему показалось, что помехи на гитаре стали меньше. Но он все списал на усталость и, возможно, более тихую игру, так как уже был глубокий вечер, и не хотелось громкими звуками будить соседей.
На следующее утро решил проверить свою догадку. И изумлению его не было предела, когда на какие-то две-три минуты помехи пропали вообще! Они, конечно, вскоре вернулись. Но все же это был триумф таинственного и необъяснимого в его жизни.
Юрий не мог даже подозревать, с чем связано это изменение, а точнее, с каким приспособлением. Но на второй день он заметил, что во время упражнений (когда он работал с метрономом) помехи исчезали, а при переходе на мелодии неожиданно возвращались.
«Эврика!», – подобно Архимеду, открывшему гидростатический закон, прокричал Юрий, несказанно обрадованный своей догадкой.
И тут началось что-то невообразимое. Его навыки игры взлетели, словно реактивный самолет. У Алены глаза сильно расширились, когда она в первый день после его таинственного открытия услышала домашнее задание своего подопечного.
– Ты как умудрился за два дня так усовершенствовать свою игру? – искренне удивилась наставница.
– Мне кажется, все связано с тем прибором, что ты мне порекомендовала, а именно, с метрономом.
Алена недоверчиво улыбнулась и сказала, что первый раз слышит о таком и не может представить, как это возможно.
– Все возможно, это я уже понял! – возликовал Юрий на пике своих эмоций.
Каждый день их занятий педагог не переставала удивляться, насколько быстрым может быть рост навыков музыки. Даже у маленьких детей, при условии, что им это нравится, и что они занимаются постоянно, такой скорости на ее памяти не было.
И тогда он решился открыть ей тайну своей гитары, вернее, перемен в ее звучании, произошедших примерно в одно время с его «взлетом».
И она сдала свои позиции.
– Хорошо, я согласна, что все возможно, хотя в моей голове это укладывается с большим трудом. Примерно так же, как работа компьютера. До конца не могу осмыслить и понять, каким образом крошечный процессор компьютера может воспроизводить столько задач и участвовать во всех сферах нашей жизни?!
Эта тема так захватила воображение юноши, что он решил изучить ее досконально.
Он натыкался на разрозненные статьи ученых-физиков о природе и свойствах звука. После недельного поиска истины, пришел к выводу, что струны в его необычной гитаре изготовлены таким образом, что при неритмичном извлечении звуков они создают вибрационные помехи. Вот они-то, в свою очередь, и создают ощущение шелеста во время игры. И, наоборот, при строгой ритмичности, какое дает использование метронома, физика струн как бы «выравнивается» и помехи исчезают. И к тому же громкое и четкое звучание, причем только механического прибора вызывает резонанс звуковых колебаний между ним и струнами. И мелодия получается чистой.
Выходит, что гитара эта попала к нему не случайно. Инструмент явился в его жизни своеобразным учителем, главной задачей которого было очаровать исполнителя своим необычным свойством и через попытки приоткрыть занавес этой таинственности, воспламенить в нем желание учиться и развиваться.
Именно так все и произошло с героем нашего рассказа.
…Прошло три года. Юрий освоил всевозможные жанры гитарной музыки, купил себе еще несколько инструментов.
Это было чудесное перевоплощение. В стремительном совершенствовании у него возникла необходимость усложнения не только игры, но и инструментов. При всем этом первая и дорогая его сердцу красавица-гитара висела на самом видном месте, и он часто возвращался в своих воспоминаниях в те далекие времена, когда он первый раз прикоснулся к ней. И в такие моменты он не мог себя сдержать. Юрий брал в руки «подружку» гитару и извлекал несколько звуков, чтобы снова ощутить незабываемые эмоции.
Но не спешите ставить точку. Интересные события в его жизни этим не закончились. Предстояла еще одна важная встреча. И, как всегда, произошла эта встреча неожиданно.
Тихим летним вечером Юрию позвонили. Это была его прежняя преподавательница Алена. Уроки у нее он уже давно не брал, но виделись они часто. И при встречах обсуждали его достижения в музыкальном творчестве. Алена рассказала, что та ученица, с которой он случайно встретился в ее доме на одном из занятий, организует музыкальную группу и ищет соло-гитариста.
– Ты лучшая кандидатура для этой роли, – сказала все тем же приятным голосом Алена, – ты превзошел и своего учителя, то есть меня, и даже многих других более профессиональных учителей.
– Спасибо за приятные слова, очень лестно слышать их именно от тебя, ведь ты на самом деле очень хороший и чуткий преподаватель.
– Ну, так что? Каков будет твой ответ?
– Конечно, я согласен.
Историческая встреча прошла в его любимом кафе, в которое Юрий часто забегал до и после работы. Наш герой считал его самым романтичным местом. И это неспроста. Так как только он увидел Дашу, - так звали девушку, которую привела Алена, то влюбился в нее с первого взгляда.
Потом было много репетиций. Были потрясающие выступления. Были конкурсы, концерты, призы и награды, улыбки, цветы и аплодисменты. И признание зрителей их творческого коллектива.
А спустя ровно год он сделал Даше предложение.

Рубрика:


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Вход в аккаунт

Main menu 2

EU Copyright | Stati