Консультпункт

 

В Доме литератора работает консультпункт. Известные курские поэты и писатели, краеведы и публицисты дают консультации по вопросам работы с литературными произведениями, рукописями, издания книг, презентаций, организаций Дней автографа, встреч с писателями, проведения творческих вечеров, литературных мероприятий.

 

График работы консультпункта: Ежедневно с понедельника по субботу, с 10 до 15 ч.

Адрес: г. Курск, Красная площадь, 6, Дом литератора. Контактный телефон: 703-933

В МОСКОВСКОМ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «ВЕЧЕ» ВЫШЛИ КНИГИ С ПРЕДИСЛОВИЕМ КУРСКОГО КРИТИКА

Курский литературовед, прозаик и критик Марина Маслова написала предисловие к трилогии лауреата премии Президента в области литературы, знаменитого сибирского писателя и путешественника КамиляЗиганшина.
Сотрудничество курского автора с уфимским писателем-натуралистом началось со статьи о его повести «Возвращение росомахи» в 2015 году. Статья М.Масловой вызвала многочисленные отклики на сайте «Российский писатель», затем была напечатана в журналах «Бельские просторы» и «Дальний Восток». Личная встреча башкирского писателя и курского критика произошла в Москве на 15 съезде Союза писателей России в феврале 2018 года. С тех пор их плодотворное общение увенчалось ещё несколькими статьями курянки о прозе Зиганшина, где она не раз обращается и к именам своих соотечественников – писателей Курской земли. Не стало исключением и предисловие к трилогии об алданских скитниках («Скитники», «Золото Алдана», «Хождение к Студёному морю»), главный герой которой – скитник Корней, оказавшись на берегу Северного Ледовитого океана, узнаёт о подвиге русского советского путешественника-экстремала Глеба Травина и повторяет его маршрут. М.Маслова напоминает читателям о книге Александра Харитановского «Человек с железным оленем», посвящённой Травину. Именно Харитановский впервые привлёк внимание советской общественности к велопробегу спортсмена вдоль внутренних границ СССР в начале 1920-х годов, и он первый назвал героем русского офицера, совершившего неслыханное дерзновение под девизом «Человек может всё, даже победить самого себя». Спортивное достижение Глеба Травина А.Харитановский назвал подвигом, настаивая на том, что повторить подобное никто не в силах. Как мы сегодня видим, повторил подвиг офицера Травина (да и то частично) лишь вымышленный литературный герой.
М.Масловав романе Зиганшина отметила и мотивы великого мастера художественной прозы Евгения Носова, в частности эпизод из рассказа «В чистом поле за просёлком», где речь идёт о деревенской кузнице(в хоть и вымышленном, а всё же курском селе Серпилки).
Роман-трилогия «Золото Алдана» удостоен Национальной литературной премии имени В.Г. Распутина, отмечен и другими наградами.
 
Отрывок из Предисловия к трилогии Камиля Зиганшина
 
…«Золото Алдана» в известном смысле приключенческое повествование. Впоследней книгетрилогии, романе «Хождение к Студёному морю», увлекут нас не только тайны души и духа, но и самые невероятные приключения, необычайные обстоятельства и героические поступки исключительной личности.
Героические судьбы литературных героевнеобязательно предполагают вымысел. Тем и замечателен герой КамиляЗиганшина, скитник Корней, что его судьба, насыщенная невероятными и, казалось бы, непосильными для человека испытаниями, будучи художественным вымыслом, оказывается вдруг, при нашем интересе к каждой мелочи и каждому оброненному героем слову, не просто правдоподобной, но совершенно убедительной, в каком-то смысле исторически достоверной.
В связи с романом «Хождение к Студёному морю» вспоминается жизненная эпопея знаменитого путешественника-велосипедиста Глеба Травина, объехавшего на специально подготовленном для кругосветного маршрута велосипеде весь Советский Союз вдоль его границ, включая побережье Северного Ледовитого океана. Во время своей полярной одиссеи спортсмен-велосипедист, радушно принимаемый коренными народами Сибири и Чукотки, получил прозвище «человек с железным оленем», потому что велосипед его, бегущий так же резво по заснеженной тундре, как и северные олени, даже «рогами» имел сходство с кроткими тягловыми животными якутов, эвенков, чукчей и юкагиров.Если бы не эта легендарная личность, о которой прозаик и публицист А. А. Харитановский написал документально-художественную повесть «Человек с железным оленем» (1960), события книги Зиганшина могли бы показаться нам сегодня невероятными. Да, его герой вымышленный. И всё-таки необыкновенно сложный и опасный маршрут скитника Корнея, его хождение к океану в одиночку, на одной ноге (вместо второй – протез), кажется, не мог бы возникнуть в творческом воображении писателя, не будь ему известен реальный маршрут Глеба Травина, осуществившего своё дерзновение под девизом: «Человек может всё, даже победить самого себя». Зиганшин не скрывает своих симпатий к легендарному путешественнику, его имя упоминается в тексте романа. И даже мотивация у литературного персонажа оказывается близкой к той, какой руководствовался Травин: «Хочу увидеть, как живут мои соотечественники».
В предисловии к третьей книге о скитниках автор, напоминая, что его герои – хранители древлего христианского благочестия, размышляет: «Погружаясь в мир староверия, понимаешь, что у этих сильных духом людей можно поучиться способности преодолевать трудности, находить счастье и радость там, где другие не видят ничего, кроме проблем. А ещё – и это, пожалуй, главное – способности быть благодарным Создателю за каждый прожитый день». Вот этой удивительной способности, превышающей, пожалуй, самые невероятные достижения современного человечества, как-то постепенно, исподволь учит нас мужественный герой КамиляЗиганшина.
Повествование созвучно и с «Хождением за три моря» Афанасия Никитина (которого «тянет мир поглядеть»), и с записками православного миссионера, просветителя Сибири и Америки,свт. Иннокентия (Вениаминова), который объезжал свою паству по заснеженной тундре на собачьей упряжке; и с «Белым безмолвием» Джека Лондона, воспевающего красоту и мощь северной природы; и даже, в эпизодах общения героя с коренными чукотскими народами, с рассказом Н.С. Лескова «На краю света».В третьей книге писатель, заставив Корнея преодолеть многие тысячи километров и встретить много добрых людей, кажется, решил донести доглавную свою мысль: люди веры – золотой запас России!
Корней благословляется в дорогу родовой иконой Николая Чудотворца (покровителя путешествующих), подобно тому как благословляли в дорогу родители Афанасия Никитина, которого неудержимо повлекли странствия. Это было, по вычислениям историков, в 1468 году. Пять веков спустя, в 1958 году, совершает своё хождение к Ледовитому океану алданский скитник.
Вообще-то, если строго подходить к жанру, «хо́ждения», «хо́жения» – это форма путевых записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения чужих земель. И хотя герой Зиганшина за пределы родных российских просторов не уходит, его «хожения» совершаются по бескрайним землям Империи, объединившим в себе такие территории, какие прежним путешественникам «за тридевять земель» даже не снились. Так что Корней прошёл расстояния, быть может, даже большие, чем его предшественники землепроходцы и паломники во святые земли. И впечатления его, если бы он решил их записать, как сделал это Афанасий Никитин, не уступали бы по многообразию наблюдений запискам его тверского соотечественника.
Прощание Корнея с отцом, старцем Елисеем, когда тот говорит собравшемуся на Север скитнику: «Сынок, ты уж не отступи, нашу мечту исполни», неожиданно отсылает читателя, знакомого с биографией одного из самых знаменитых путешественников современности отца Фёдора Конюхова, к рассказу последнего о том, как он стал мореплавателем. Его дед участвовал в экспедиции Георгия Седова на Северный полюс. «Перед своей последней экспедицией в Арктику Седов оставил другу нательный крестик с просьбой передать его самому крепкому из сыновей или внуков, который смог бы осуществить его мечту». Конюхов признаётся, что с этим крестиком «побывал на Северном полюсе три раза». Он исполнил мечту Седова. Удивительным образом сегодня перекликается эта жизненная биография с событиями художественного повествования, одухотворяя и наполняя их достоверностью. Литературный герой здесь нисколько не уступает в правдоподобии живым историческим личностям. И ничто не мешает нам допустить, что автор, зная судьбу Фёдора Конюхова, присваивает своему герою, христианину Корнею Елисеевичу Кузовкину, не какую-то фантастическую биографию и неслыханный героизм, но, спокойно оглянувшись на невероятные достижения легендарного собрата по путешествиям, рассказывает о скитской жизни и дальних странствиях самого обычного во всех отношениях человека. Нам он кажется необычным. Но эта история отсылает читателя к реальным людям, их мужеству и неколебимой решимости в достижении поставленных целей. Скитник Корней каждым поступком своим напоминает нам о лучших человеческих качествах, воспитать которые в себе может каждый. Он показывает, что любой человек может осуществлять свои лучшие мечты, если будет жить в согласии с волей Бога. Отец Фёдор Конюхов выразил это мироощущение так: «Иди к своей мечте и никогда не сдавайся. И Бог будет с тобой!»
Автор не упускает случая показать читателю, как «работает» Промысл Божий в судьбе человеческой. Для этого он отправляет своего героя в стан кочевых якутов, и там Корней обнаруживает больного, которому необходимо удалить зуб. Без него этого никто не мог бы сделать. Вот и выходит, что ему вовсе не случайно захотелось вдруг развеяться и прокатиться на оленях до ближайшей якутской стоянки. А где Корней научился дёргать зубы плоскогубцами? А тут тоже всё не случайно: будучи крепким и сильным, помогал он врачу держать больных при этой чрезвычайно болезненной процедуре, когда отбывал срок в Алданлаге. У якутов не было плоскогубцев, и он дёргал щипцами для колки сахара. Писатель при каждом удобном случае не преминет показать веру своего героя и то, как она ему мгновенно помогает находить решения в трудных ситуациях: «Утром Корней по следам на окровавленном снегу и обглоданным костям на реке понял, что остался без оленей. Тут он впервые за много лет запаниковал: до судна около двадцати километров… а сам он так плох, что эти расстояния без лыж не одолеет. Скитник тяжело вздохнул: он один, помочь некому, надо срочно что-то придумать. Вспомнился Робинзон Крузо – тот из любой ситуации находил выход. Неужто я хуже?! «Святый Боже, святый правый, вразуми» – взмолился Корней, глядя почему-то на нарты. И тут его осенило: «Полозья! Сниму и пойду на них, как на лыжах!» А читатель тут снова может вспомнить русского путешественника протоиерея Фёдора Конюхова, у которого есть созвучное трилогии Зиганшина утверждение, что человек не может ничего добиться в жизни, если не прочитал эти две книги – Евангелие и «Робинзон Крузо». Совершенно очевидно, что изобретательный Корней читал и то, и другое.
 
* * *
…Достигнув устья реки Яны, скитник, привыкший к древесным вертикалям Алданского нагорья, впервые почувствовал, что разочаровался в ландшафте Севера: «Для Корнея вокруг посёлка не было ничего интересного: во все стороны простиралась кочкастая тундра, местами поросшая карликовыми берёзками и стелющимися ивами: взгляду не за что зацепиться... ». Если бы не кузнец Трофим, научивший Корнея ковать железо и показавший ему свою домашнюю библиотеку, скитнику было бы тоскливо ждать попутного ветра: «Обличьем он напоминал былинного богатыря. Корней познакомился с ним в кузне, стоящей недалеко от его избы. Услышав дробный перепляс молотков, он заглянул в открытую дверь. Тут для него всё было интересно. Чёрный, прокопчённый сруб. На железном верстаке навалены разные инструменты. Земляной пол у наковальни усыпан бурой окалиной. По углам груды железа. А самое интересное – горн, в котором тлели древесные угли. Но стоило чёрным мехам «задышать», как они оживали, вспыхивали летучими синеватыми язычками. Корней с жадностью принюхивался к единственному в своём роде воздуху: тут пахло смесью древесного угля, горелого железа и сыплющихся от ударов искр». Здесь «дробный перепляс молотков» старинной кузни нечаянно напоминает нам родственный «весёлый перепляс» и «гомон» инструмента в кузнице курской деревни Серпилки в рассказе Евгения Носова «В чистом поле за просёлком»: «Как начнут с молотобойцем Ванюшкой отбивать – что соборная звонница: колоколят молотки на всевозможные голоса. И баском, и заливистым подголоском. Праздник, да и только в Серпилках! Особенно по весне, перед посевной: небо синее, чистое, с крыш капает, теплынь, а они вызванивают на весь белый свет…» Отрадно нам это лирическое перезвучье классика и современника русской литературы.
В гостях у кузнеца Корней впервые и услыхал про велосипедиста Травина, вдохновившего скитника своим мужественным иневероятно опасным арктическим переходом. Известно, что начальник экспедиции на Диксоне даже откровенно говорил Травину: «…девяносто девять шансов за то, что вы погибнете», но тот не дрогнул. И вот Корней, узнав об этом человеке, даже укорил себя за поблажки: «Выходит, Травкин герой, а я слабак – на пароходе-то всяк горазд…».И далее начинается самое интересное в третьей книге – полярная одиссея скитника. Он сошёл с сухогруза «Арктика» в Русском Устье 2 июля 1959 года, став с этого момента путником-одиночкой, прозванным «одноногим русским». А мы с этого отрезка повествования можем называть его (по аналогии с прозвищем легендарного велосипедиста) «человек с индигирским зверем», потому что от юкагиров алданский скитник получил собачью упряжку с умнейшим вожаком – индигирским псом по имени Борой. А индигирские ездовые собаки – самые лучшие на Севере.Борой спас Корнею жизнь, и если бы не эта собака, путешествие скитника оборвалось бы в тундре за Колымой. Потому этот могучий и выносливый зверь заслуживает того, чтобы считаться одним из главных попутчиков Корнея в его рискованном и невероятно опасном одиночном переходе на Чукотку, откуда он планировал возвращаться пароходом снова на Алдан.
Самым сложным оказался для него маршрут по Заполярью. Пёс Борой не раз показывал преданность хозяину, а после гибели других собак упряжки остался и ближайшим другом, спасшись с ним на льдине. Дрейфуя целую неделю, достигли они берегов неведомой земли. Повествование на этом завершается, но читатель, успев полюбить двух отчаянных друзей, чудом выживших в океане, уже не хочет с ними расставаться. Кажется, у этой удивительной истории непременно будет продолжение…
(Маслова М. Алданские скитники: о трилогии КамиляЗиганшина // Зиганшин К.Ф. Скитники: романы /КамильЗиганшин. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ВЕЧЕ, 2022. – 496 с. – (Серия «Сибириада»). – С. 3- 12.
 

Рубрика:
Раздел сайта:
Раздел сайта:


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Вход в аккаунт

Main menu 2

EU Copyright | Stati