Консультпункт

 

В Доме литератора работает консультпункт. Известные курские поэты и писатели, краеведы и публицисты дают консультации по вопросам работы с литературными произведениями, рукописями, издания книг, презентаций, организаций Дней автографа, встреч с писателями, проведения творческих вечеров, литературных мероприятий.

 

График работы консультпункта: Ежедневно с понедельника по субботу, с 10 до 15 ч.

Адрес: г. Курск, Красная площадь, 6, Дом литератора. Контактный телефон: 703-933

КРУГИ ЗАЩИТЫ ОТ ПОРЧИ ДУШИ

О творческом и жизненном пути писателя Александра Балашова
(Предисловие к двухтомному собранию сочинений А.Д.Балашова «Избранное», 2024 г.)
 
Известность Александру Дмитриевичу Балашову принесли книги. Это еще Евгений Носов успел заметить. А рекомендации в Союз писателей России ему дали тоже известные не только курянам, но и другим российским, да и зарубежным читателям мастера слова – Александр Харитановский (старший), Петр Сальников и Михаил Еськов.
И хотя творчеством Александр Балашов занимается уже более полувека, первую книгу повестей и рассказов Балашова «Диспут о любви» Центрально-Чернозёмное издательство (г.Воронеж) выпустило в 1989 году. То есть нельзя сказать, что А.Балашов буквально «ворвался в литературу». Точнее будет – сначала «ворвался в журналистику». Без всяких скидок можно сказать, что журналистика стала крестной мамой будущего писателя. Именно в ней он сроднился и со словом, и с народной мудростью, с характерами людей неординарных, разных возрастов, занятий и взглядов. И где постепенно наполнялся опытом жизни – со всеми ее радостями и болями, утратами и обретениями.
И что любопытно, с раннего детства судьба его свела с корнями его малой Родины – селом Андросовым и Мартовским посёлком, что ныне ещё живы в Железногорском районе Курской области. Именно оттуда родом его отец-фронтовик, кадровый военный, и мама. Туда они, часто переезжавшие из гарнизона в гарнизон, не имея  жилья, отвозили своего Сашку к бабушкам и дедушкам, которых мальчонка любил не меньше своих родителей. Так вышло, что родился он в Смоленске, а жил потом с ними в Костроме, Владимире, в Твери, в  городах ГДР Йене и Стендале, где служил его батя, майор Советской армии в 60-е годы.  А в период набора творческой высоты судьба его связала с самыми молодыми городами соловьиного края – Железногорском и Курчатовым (город атомщиков стал для Балашова своего рода «болдинской осенью»; в нем написана подавляющая часть произведений  - художественной прозы,  драматургии и публицистики).
Именно этим в немалой степени можно объяснить высокий уровень восприимчивости А.Балашова к русским корням, традициям, народным говорам, языку, образности, к страданиям людским. В том числе и ироничный взгляд его на самые сложные житейские проблемы, что не позволяет впадать в «отчаяние при виде всего, что совершается дома», то есть в стране. Отсюда, думается, легкость и изящность его письма. И особый «нюх» на интересные судьбы, необычные явления, зоркость художнического зрения, глубина чувств, гибкость, естественность и сочность языка.
Александр как-то признался мне, что его больше всего беспокоит то, что Россия теряет свой национальный код. Поэтому ему близка мысль писателя Михаила Кураева о том, что у российских народов всегда было и должно быть, как минимум, четыре круга защиты: врачи защищают от болезней; учителя – от невежества; военные – от внешних угроз; интеллигенция и духовенство – от порчи души.
И писатель А.Балашов в принципе причастен ко всем этим исторически обусловленным кругам. В армии служил на Дальнем Востоке, учительствовал в тверской глубинке, вот уже многие годы своим пером обороняет многочисленных поклонников его таланта от душевной плесени. К тому же писатель, по сути, сродни врачу, только он лечит не физические, а социальные недуги. И несет свою службу на всех этих отеческих постах А.Балашов достойно.
Собственно, все его минувшие годы – подготовка к этой главной роли в сложнейшей драме по имени «Жизнь».
Родился он 21 апреля в семье фронтовика, офицера Советской армии хотя и в после победном, но еще далеко не уютном 1948 году. В полуразрушенном Смоленском роддоме, в окнах которого вместо стекол висели солдатские одеяла. Но и по сей день гордится, что первый вздох сделал в городе русской славы.
А в школу начал ходить во Владимире, мимо знаменитых на весь мир Золотых Ворот – одной из архитектурных жемчужин древней Руси. Пять лет Саша с родителями жил в ГДР (отца в конце 50-х направили служить в Группу советских войск в Германии), в немецком городке Стендале учился в частной музыкальной школе фрау Марии по классу аккордеона. Восьмилетку окончил в том же Стендале. Мать отвезла парня в Союз, где он жил в родительской квартире под присмотром соседа, отставного капитана Синицына ещё почти четыре года, до окончания службы отца в ГСВГ. (Об этом писатель с теплом и мягким юмором вспоминает в автобиографическом романе «Время надежд», выпущенным в 2019 году издательством «Полстар», а в марте 2020 года он был опубликован  в Москве, в журнале русских писателей «День литературы»)..
Художественная публицистика стала тем инструментом, с помощью которого он сумел выработать свой литературный стиль. Его никогда не интересовала журналистика, отлетевшая от реальной жизни. Он с головой окунулся в самую гущу событий и на Курской магнитной аномалии в Железногорске, и на Курской          атомной электростанции, возвращая читателю затоптанные в ходе перестройки понятия честного труда, достоинства рабочего человека. И одновременно выводя на свет божий бюрократов всех мастей и перекормленных легкой наживой «новых русских».
Каждый его очерк, репортаж, статья были наполнены той пронзительной правдой, которая всегда была присуща классической русской журналистике. За эту правду его не раз отлучали от газетной работы, даже закрывали издание, лишь бы изолировать неудобного «писаку». Как говорится, «паковали» его по полной программе и при советской власти, и в годы реформ. Но сын фронтовика, вкусивший учительского хлебушка, помотавшийся по белу свету, выстоял, даже окреп в политических баталиях, не сломался, обретя силу духовную.
И вполне закономерно в далеком 1987 году он за серию очерков о людях Железногорья, земляках его малой Родины, которую он всегда пишет с большой буквы, - крестьянах и горняках, шоферах карьерных большегрузов и изобретателях-самородках  - стал Лауреатом премии Союза журналистов СССР. И хотя у него было еще немало журналистских и литературных наград, эта ему дорога особенно. Ее можно приравнять - к боевой.
Правда, к своей писательской судьбе относится спокойно. Выпячиваться не любит. В этом я убедился на его встрече с читателями в Курском Литературном музее после выхода в  свет первой книги его пьес «Рамзес двадцать первый». Общался он с читателями непринужденно, как бы по-соседски, пересыпая ответы на многочисленные вопросы тонким юморком.
Но особенно ясно я ощутил его сдержанное отношение к своему творчеству, когда наши творческие пути пересеклись при создании объемной книги «Курская антоновка» (А.Балашов, В.Кулагина, В.Кулагин, 2010, г. Курск). Она - о победителях курского областного конкурса общественного признания «Человек года» за 10 лет ((2000 – 2010). И была удостоена двух дипломов – «Золотой Меркурий» Торгово-промышленной палаты Курской области и Российского фонда мира. А вскоре авторы «Антоновки» стали лауреатами Всероссийского  конкурса краеведческой литературы «Наше культурное наследие. Москва-Тверь, 2011».
До сих пор испытываю огромное удовлетворение от работы в одной упряжке уже с известным тогда писателем. Его перу в нашей совместной книге принадлежат почти восемь десятков очерков. О людях, безусловно, неординарных. Тут Герои Советского Союза и многодетные семьи,  учителя и школьники, ученые и спортсмены, ветераны боев в «горячих точках» и лица духовные… И в каждом очерке, в каждой строке чувствуется не затасканное, живое слово писателя и публициста.
А год спустя А.Балашов отредактировал мою новую книгу «В пространстве памяти» (Курск, 2011). Во вступительной статье «Слово, врачующее душу» он подметил, что в писательском деле «главное – единство духовного начала, литературного мастерства, гражданской совести».
Именно вот такое единство чувствуется в прозе писателя А.Балашова. В одной из ранних, третьей по счету, и, на мой взгляд, самой лучшей книге «Труба архангела» (Курск, 1996) он встает во весь свой писательский рост. Каждый рассказ или повесть заселены теми людьми, с которыми мы тоже сталкиваемся в обыденной жизни.
И глухонемой подпасок Пепа, и бывший фронтовой артиллерийский асс-пушкарь пастух Никаноров, и беспутная мать Пепы, любвеобильная, забеременевшая по пьяни Катька Уварова, и бесшабашная шоферня окрестного рудника, и потерявшие человеческий облик отморозки, подвергшие мученической смерти безответного отрока Пепу (рассказ «Пепа»)…
Все они обрисованы писателем объемно, выпукло, с необъятной болью и ощущением какой-то безысходности.
В удивительно компактных произведениях этой книги, с незатейливыми, на первый взгляд, сюжетами, но мастерски выписанными диалогами, великолепным русским языком дан целый срез эпохи безвременья. И в рассказах «Пепа», «Муха», «Благие намерения», «Прекрасное далёко» (Первая премия литературного сайта «Провинциальные самородки»), и в повестях «Ржаной ветер», «Рябиновые бусы» (Первая премия за лучшую публикацию года Художественного совета литературного сайта «Изба-читальня»), «Попроси у смерти бессмертия» и особенно в романе «Пёс», опубликованный в начале января 2022 года в роман-газете русских писателей «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ, автор с пронзительной душевной болью исследует как низменные, так и высокие начала в отдельном человеке и обществе в целом. И художественными средствами показывает, как и почему уродуются души, как и о чем говорит, печалится простой мужик, чем он на самом деле озабочен, как настроен и кто играет на струнах его горемычной жизни…
Осмысливая эти вечные вопросы, писатель А.Балашов отдельными штрихами, образами, а то и прямым текстом говорит об изгибах и рытвинах «русской колеи», которая ведет нас не всегда понятным, а порой и губительным путем в туманное будущее. Здесь и образ «страха», который имеет «свой вкус»; и образ «корявой верхушки пожухлой рябины, которая скребет в редакционное окно («Ржаной ветер»). И вселенский вскрик зубного целителя Мухина: «Господи, как жить невыносимо… Как невыносимо жить!» («Муха»). И его же: «Счастье – в нас с вами…».
В одной из своих повестей писатель устами одного из своих героев предельно выразительно обозначает свое жизненное и профессиональное кредо: «В жизни дублей не бывает», поэтому надо нести людям «если не Истину, то Правду». И уточняет: всю Правду, ибо Правда наполовину – та же ложь.
А в романе «Пёс» рефреном через всё это сложное по композиции и поднятыми темами проходит главная мысль писателя – жить по правде, а не по лжи. Не только в настоящем, но и в исторической памяти поколений. «По делам его каждому воздастся!» Эта мысль в романе «Пёс», вызвавшем острую читательскую дискуссию на страницах сайта «День литературы», выражена устами священника-мученика о.Василия, прощающего своих убийц-богоборцев предсмертными славами: «Прости их, Господи! Не ведают, что творят!...».
Когда закрываешь последнюю страницу романа «Пёс», то понимаешь, что А.Балашову хочется многое сказать людям – о правде жизни («Я ностальгирую по настоящему», - заявляет  вместе с автором один из персонажей романа), о героях истинных и лжегероях, о душе, о Боге, о любви, о силе духа русского человека…Это его внутренний долг перед ними. Потому что его судьба неотделима от судеб людских. Хотя он и понимает, что всем сделать прививку счастья невозможно. Но словом своим писатель старается поддержать человека в его непростых отношениях с действительностью, помочь поверить в себя.
При этом он осознает, искренне переживает, что мы явно поторопились сдавать в архив моральные ценности, духовные скрепы, которые определяли стержень россиян на протяжении не только прошлого века, но и всего минувшего тысячелетия.
Он смотрит на мир объемно, помечая в нем даже самые, казалось бы, незначительные перемены, выставляя им свои оценки и не скрывая собственных  переживаний.
В последние пару лет я особенно внятно ощутил, как все глубже погружается писатель А. Балашов в свое прошлое и настоящее, пытаясь очертить свое будущее. Как порой строго судит он самого себя. И печально всматривается в завтрашний день. Исповедальность его писем ко мне, да и последних литературных изысканий вовсе не случайна.
Приведу строчки одного из его писем ко мне:
«Не устаю удивляться, пока живу... Нет, скажу по-другому, точнее: пока удивляюсь, я живу. И не дай мне Бог закостенеть в житейской мудрости, потерять свою внутреннюю свободу, как мы сегодня легко теряем любовь к жизни, к ближнему, к Богу. Детство для меня – это познание мира именно через Любовь, без которой нет и внутренней свободы. Где нет любви – нет и свободы. Значит, где нет любви, там нет и Правды. Нет и художественности. Нет традиции. Нет самой литературы». 
Конечно, А.Балашову удалось в значительной мере реализовать свой литературный дар. Им издано около двух десятков книжек: половина – художественная литература, половина – художественная публицистика.
Но  не только это. За что бы он ни взялся, все ладится в его крепких руках. Приобнял нежно юную Людмилу – и обрел надежную семью. Взялся за продление рода человеческого – и родили сына-крепыша Саньку – успешно закончившего аспирантуру родного ему Курского госуниверситета и ставшего известным ученым археологом. Взялся за фотокамеру – появилась на свет яркая, удивительная песенно-патриотическая книга «Путешествие в Соловьиную Страну», которая разлетелась по миру в качестве презентов.
Непросто, конечно, живется российским писателям и ныне. Саша Балашов – не исключение. Трудно издаваться. Здоровье пошаливает. Но в 2019 году он при поддержке мэра города Курчатова Игоря Корпункова он открывает «Курчатовскую школу юных журналистов «АЭС» (авторы, энтузиасты, созидатели)», воспитывает и учит азам журналистского  и литературного мастерства детей атомного города.. Его воспитанники за три года существования ШЮЖ неоднократно побеждали во Всероссийских и Международных детских литературных конкурсах. А сам Александр дважды (в 2020 и 2021 годах) признавался «Лучшим учителем русского языка и литературы страны Росатом». За книги, посвященные становлению атомной энергетики в Курской области, истории Курской атомной станции «Чайки над Курской АЭС»  ему была вручена медаль «75 лет  атомной отрасли России».
К 70-летию писателя, публициста, драматурга и наставника молодых Союз журналистов России наградил одним из высших своих Почётных знаков – «Честь. Доблесть. Профессионализм», а администрация Курской области – Почётным знаком «За труды и Отечество». За достижения в области литературы и журналистики  постановлением губернатора  Александра Дмитриевича награждают Почётным знаком Курской области «За труды и Отечество».  
 В 2021 году в Курчатове, где уже больше 30 лет живёт семья Балашовых, главе семейства, писателю, руководителю Курчатовской ШЮЖ А.Балашову в номинации «МАСТЕР СЛОВА»  присуждена Премия общественного признания «ЧЕЛОВЕК ГОДА». Два года подряд (в 2020 и 2021 гг.)  Александр Балашов возглавляет жюри главного журналистского  конкурса Курского края – творческого состязания  имени писателя Валентина Овечкина. Союз журналистов награждает А.Д. Балашова юбилейной медалью «100 лет Союзу журналистов России».  
А в День Российской печати, который общественность Курской области отмечала 14 января 2022 года в филармонии города Курска, губернатор Роман Старовойт наградил Александра Балашова медалью 3 степени «За заслуги перед Курской областью».
 
Владимир КУЛАГИН,
писатель, публицист,
член Союза писателей России,
член Союза журналистов России
 

Рубрика:
Раздел сайта:
Раздел сайта:


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Вход в аккаунт

Main menu 2

EU Copyright | Stati