Консультпункт

 

В Доме литератора работает консультпункт. Известные курские поэты и писатели, краеведы и публицисты дают консультации по вопросам работы с литературными произведениями, рукописями, издания книг, презентаций, организаций Дней автографа, встреч с писателями, проведения творческих вечеров, литературных мероприятий.

 

График работы консультпункта: Ежедневно с понедельника по субботу, с 10 до 15 ч.

Адрес: г. Курск, Красная площадь, 6, Дом литератора. Контактный телефон: 703-933

МЫ ДЕТИ ГРОЗНЫХ ЛЕТ РОССИИ

Чем ближе знаменательная дата – 75-летие Победы, тем меньше остается тех, кто пережил ужасы войны. Дети, внуки и правнуки Победы считают своим долгом собрать воедино материалы о Великой Отечественной, о людях, которые ковали Победу и на фронте, и в тылу. В школе № 7 готовят к публикации сборник «О войне, на которой мы не были» (автор идеи – директор музея Варвара Сапожкова, ответственный редактор – член Лиги курских писателей Александра Черных). Сегодня мы публикуем одну из страниц этой книги.
В то время нам было кому двенадцать, кому четырнадцать лет, но мы не оставались в стороне и оказывали посильную помощь взрослым. После освобождения Курска в феврале 43-го моя старшая сестра Валя и ее подруга Ирина Павлова работали на швейной фабрике, шили одежду для фронта.
Нас, девчонок и мальчишек помоложе, взяли копать окопы. Ранним утром вывозили на машинах за город, выдавали инструмент, и начинался трудный день. Очень спешили сделать как можно больше – враг не должен пройти в родной город.
Помню, рядом со мной работали Наташа Самойленко, Тамара Славкова, Саша Поляков, мои сестры Лора и Валя. Вырыв очередную траншею, начинали ее маскировать: укладывали дерн, ветки деревьев. Наташу и Тому за ударный труд даже поощрили грамотами и наградили ценными подарками.
Бригада из пятнадцати человек была отправлена в Троснянский район. В опустевшей деревне нашли более-менее пригодную для жилья хату, где и расположились. Неподалеку находился военный аэродром. Вчерашние мои друзья по детским играм Витя Сушков, Мила Павлова, Ваня Гребенников, Валя и Тамара Славковы, Наташа Самойленко, сразу повзрослевшие, собирали на поле хлеб. А среди колосившейся ржи встречались страшные находки – убитые наши бойцы. Помогали военным хоронить их.
В школе №7 разместился военный госпиталь, и мы проведывали раненых. Писали письма за тех, кто не мог сам держать ручку или не видел, тяжелых кормили с ложечки, подносили воду, организовывали концерты…
Конечно, мы не могли оставаться в стороне и когда взрослые ремонтировали нашу школу. Когда из 7-й школы уехал госпиталь и ее начали восстанавливать, мы наряду со взрослыми принимали в этом процессе самое непосредственное участие. Выносили мусор, подавали старшим доски, мел, краску…
Никакой мебели в школе не осталось. Наш класс носил доски на улицу Беговую (в тюрьму), чтобы заключенные мастерили новые парты. За все, что мы тогда делали, говорили нам взрослые «Спасибо», и это было очень приятно. Лучшие удостоились чести сфотографироваться возле боевого Красного знамени.
1 сентября 1944 года школа номер семь вновь распахнула свои двери. К нам в класс пришли новые ученики: Черникова Валя, Хохлова Эля, Зайцева Оля, Глазатова Шура, Чертова, Лазарева, Иванова, Овчинникова…
У входа в школу 1 сентября нас встречали директор Евдокия Степановна Лотарева и учителя. Хочется отметить, что педагогический коллектив учебного заведения всегда отличался профессионализмом. Учителя были строгими, требовательными, но справедливыми: Смоуж Елена Васильевна – наш классный руководитель в 6-7 классах, а учительница математики Клопская Анна Петровна была классным руководителем в 8-10-х классах. Прекрасный биолог Глухих Нина Иустиновна, химию вел потерявший на войне руку Николай Петрович Кирин. Немецкий язык вела этическая немка, маленькая и хрупкая женщина, уже не помню, как ее звали. Самым любимым учителем была завуч и учитель литературы Александра Григорьевна Багриновская. Она привила нам любовь к чтению и поэзии, научила всегда анализировать прочитанное, делать самостоятельные выводы, за что я ей очень благодарна. Александра Григорьевна находила ключик к каждому ученику, именно по ее совету я летом работала вожатой на детской площадке, организованной для детворы окрестных улиц при школе. Не случайно трое из учеников нашего класса – Тамара Бочарова, Тася Ивлицкая и я – стали впоследствии учителями и на своих уроках применяли ее методы обучения. А дружбу, которая зародилась в стенах школы, мы пронесли через всю жизнь. Когда мы учились в выпускном классе, Багриновскую перевели в школу №4 (мужскую), а преподавать литературу и русский язык стал известный в Курске педагог из учительской династии Малышевых – Дмитрий Иванович.
В 1948 году директором стала Александра Ивановна Брюхачева, завучем – Екатерина Ивановна Лотарева. Этот год был для нас выпускной, класс был небольшой (всего тринадцать человек), но очень дружный. Многие учились хорошо, а тем, кому науки давались с трудом, помогали осваивать пройденный материал, занимались с отстающими. Строго осуждали тех, кто пропускал уроки без уважительной причины (справедливости ради надо сказать, что таких были единицы). На протяжении всех учебных лет я была старостой класса, девчонки любили меня, и когда я тяжело заболела, чтобы подбодрить, принесли домой фотографию класса с трогательной надписью:
Не забыть веселой шумной школы.
Не забыть веселых шумных дней.
Не забыть друзей, среди которых
Проходят годы юности моей.
А несколько лет назад меня отыскала еще одна выпускница Пушкинской школы – Ираида Быстрякова. Это было так трогательно: встреча спустя десятилетия. Вспомнили те далекие грозовые оды, нашу учебу после освобождения города Курска, которая проходила в небольшом здании возле Богословского храма.
Евгения Тарасовна Погребная, выпускница школы № 7, 1948 года, труженица тыла.

Рубрика:


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Вход в аккаунт

Main menu 2

EU Copyright | Stati